VIP – мониторинг         TOP – информации


Мини-визитки мега-портала


Аналитика


Аналитика

02.07.2011

Иностранцам не позволят покупать сельхозземли в Украине

29.03.2011

У Януковича собираются разрешить иностранцам покупать землю

11.03.2010

Слава российским миллиардерам!

23.12.2009

Украина и Россия открывают стальной фронт

05.05.2010

Полемика вокруг телепередачи «Малахов плюс»

Украина и Россия открывают стальной фронт

23.12.2009 ugmk.info

Сужение спроса на мировых рынках стали «сталкивает лбами» двух крупных мировых экспортёров – Украину и Россию. В кризисном 2009-м обе страны «спаслись» в Азии, но в следующем году, в случае закрытия «азиатского окна», основная конкуренция развернется за Ближний Восток и Северную Африку.

Отметим, что до сих пор Украина и Россия, входящие в число ведущих мировых экспортёров металлопродукции, не слишком жёстко конкурировали на глобальных рынках. Даже в «любимом» металлургами обеих стран ближневосточном регионе их продукция мирно уживалась благодаря растущей ёмкости этого рынка. С началом кризиса экспорт стал единственной надеждой на выживание не только для украинской металлургии, давно свыкшейся с этой ролью, но и для российской.
Кроме того, оказалось, что свободные рынки сбыта в мире «закончились» и металлургов Украины и России ждёт обострение конкуренции. Впрочем, благодаря неожиданно открывшейся возможности нарастить экспорт в Азию, обеим странам удалось избежать существенного снижения своих поставок на рынки. При этом россиянам удалось потеснить украинскую сталь на Ближнем Востоке, в то время как наши металлурги сумели «отыграться» в Китае и Индии (несмотря на намного более длинное транспортное плечо), а также в Египте и Ливане.

Россия

В 2009 г. экспорт проката из РФ составит, оценочно, 30 млн. т. По данным Iron & Steel Statistics Bureau, в настоящий момент Россия является третьим по величине экспортёром в мире после Японии и Евросоюза (Украина занимает четвёртое).
За январь-сентябрь 2009 г. российский экспорт в страны Азии вырос на 33%, данный рынок стал ведущим для РФ. При этом в Китай, Тайвань, Вьетнам, Индию и Филлипины по сравнению с 2008 г. отгрузки увеличились более чем в два раза. Экспорт РФ в страны Ближнего Востока вырос также – на 33%, в Африку – на 17%.
Рынок ЕС стал для российских металлургов вторым по значимости. За девять месяцев 2009 г. экспорт РФ в страны ЕС сократился на 34%. Среди стран Евросоюза крупнейшим импортёром в текущем году остаётся Италия. В частности, за 9 мес. 2009 г. экспорт в эту страну составил около 3,3 млн. т (16% всего российского экспорта). На таком же уровне в текущем году и поставки в Иран, экспорт в Турцию за этот период составил 1,75 млн. т (8%), КНР – 1,55 млн. т (7%), Тайвань и Вьетнам (обе эти страны закупают преимущественно полуфабрикаты) – примерно по 1 млн. т
К слову, в текущем году Китай впервые стал крупным импортёром российского плоского проката – за январь-сентябрь 2009 г. поставки составили 985,4 тыс. т, что почти в 14 раз выше показателей 2008 г. По закупкам листовой продукции КНР переместился на второе, пропустив вперёд только Италию.

Сравнительная структура стального экспорта
РФ и Украины (оценка за 10 мес. 2009 г.):

Регионы

Россия

Украина

Ближний Восток и Северная Африка

38%

42%

Юго-Восточная Азия

11,5%

25%

ЕС

11,4%

8%

ЦВЕ

11,8%

6%

СНГ

13%

10%

Северная Америка

6%

1%

Африка

3%

4%

Южная Америка

1,5%

0,5%

Украина

В 2009 г. экспорт металлопродукции из Украины составит, оценочно, 27 млн. т, в т.ч., проката – 22,5 млн. т. В общей структуре поставок проката почти 50% приходится на полуфабрикаты, 27% – - лист, и 22% – на длинномерную продукцию.
Традиционные направления экспорта из Украины – Ближний и Средний Восток, Северная Африка (квадратная заготовка, г/к лист, сортовой прокат), ЕС и СНГ (г/к и х/к лист, сортовой прокат). В текущем году Украина существенно нарастила поставки в страны Юго-Восточной Азии (основная позиция – слябы). Отметим, что до середины 2000-х годов страны ЮВА, в частности, Китай и Южная Корея, были крупными покупателями нашего проката, однако с 2006 г. украинский экспорт в регион практически прекратился.
В 2009 г. поставки украинской металлопродукции в ЮВА составят, ориентировочно, около 5 млн. т, из которых почти половина приходится на КНР. Доля этой страны в общем объёме нашего экспорта приближается к 9%. Поставки в Индию оцениваются в 1 млн. т.
Ещё одним важным рынком сбыта для украинских металлургов стал Ливан, доля которого в экспорте выросла до 8%. В эту страну, как и в другие страны Ближнего Востока и Африки, отгружаются преимущественно полуфабрикаты и конструкционная сталь.
Лидером по закупкам украинской металлопродукции в 2009 г., как и в предыдущие, остаётся Турция, хотя в текущем году поставки в эту страну упали до 2 млн. т.
Поставки в ЕС также оцениваются на уровне 2 млн. т, здесь основным импортёром нашей стали (так же, как и для россиян) является Италия. В то же время, в 2009 г. существенно снизился стальной экспорт в Польшу и Чехию – как и Италия, эти страны закупают преимущественно полуфабрикаты.
Всё более важным потребителем украинского металла становится Египет, доля которого в экспорте составляет уже около 5%. В текущем году существенно снизились поставки в такие ближневосточные страны, являющиеся нашими традиционными потребителями, как ОАЭ и Иордания. До минимума упал экспорт в Америку – как Северную, так и Южную.
Экспорт в СНГ снизится примерно до 2,5 млн. т, в т.ч., в Россию, которая традиционно является ведущим импортёром в регионе. В 2009 г. украинский стальной экспорт в РФ составит всего 1,5 млн. т.

Перспективы-2010

То, насколько жёстко будут конкурировать на мировых стальных рынках Украина и Россия в следующем году, будет зависеть не только от общей конъюнктуры (цены и баланс спроса-предложения), но и от позиции Китая, экспортный потенциал которого «дамокловым мечем» продолжает висеть над глобальным рынком.
Если металлурги КНР не сумеют удержать нынешнее соотношение между объёмами производства и потребления, избыток стали хлынет на мировые рынки, сразу «перекроив» существующие товарные потоки. Поскольку в сферу интересов китайской стали входят практически все ёмкие регионы мира, украинскому экспорту, равно как и российскому, придётся откатываться с «исконно своих» рынков. Если говорить о географических преимуществах, то для Украины – это Причерноморье, Центральная и Южная Европа, Ближний (причём, именно, ближний) Восток и Северная Африка.
Для России же это– Юго-Восточная Азия и Северная Америка. Что касается СНГ и ЕС в целом, то эти регионы являются приоритетами для обеих стран, и именно здесь намечается весьма жёсткая конкуренция за потребителя. Преимуществом россиян остаются низкие расходы на сырьё, в то же время их украинским конкурентам удаётся удерживать низкую себестоимость за счёт разумной государственной политики и более оптимальных схем транспортировки продукции.
Но главная борьба ещё впереди.

Георгий Карпенко
© 2009, ugmk.info, бизнес-портал о реальном секторе экономики
=====