VIP – мониторинг         TOP – информации


Мини-визитки мега-портала


Транспорт


Транспорт

03.07.2011

Долететь до Марса на топливе весом… 11 грамм!

22.06.2011

Будет принципиально новая ветвь массовой авиации

13.03.2010

Российско-китайских скоростных железных дорог не будет

15.07.2010

В России возобновится производство "каспийских монстров"

15.10.2010

Коллайдер для людей

11.10.2010

Автомобиль будущего проходит тест

26.06.2007

Мотоцикл на солнечных батареях

Коллайдер для людей

15.10.2010 lenta.ru

В пятницу, 15 октября, швейцарская компания AlpTransit Gotthard AG прокопала последние 1,8 метра между западной и восточной частями 57-километрового тоннеля под перевалом Сен-Готард. По масштабности замысла, а также по расположению сооружения, строящийся тоннель можно сравнить с Большим адронным коллайдером, вот только разгонять по новому Сен-Готардскому тоннелю будут грузы из товаров народного потребления, а послужит он не физике, как БАК, а, скорей, экологии.

Сооружения подземного дублера к востоку от существующего альпийского пути из Италии в Европу имеет статус проекта века для Швейцарии, поэтому завершение проходческих работ прошло в торжественной обстановке и транслировалось швейцарским телевидением. Министр транспорта Швейцарии Питер Фюглисталер (Peter Fueglistaler) заявил агентству Associated Press, что хоть швейцарцы и не очень эмоциональны, сегодняшний день является для них днем радости, так как страна получила самый длинный тоннель в мире. До сегодняшнего дня этот рекорд принадлежал 53,8-километровому тоннелю Seikan в Японии.
Это второй железнодорожный тоннель через Сен-Готардский перевал. Первый подземный путь на участке между городами Гешенен и Айроло был сдан в эксплуатацию в 1881 году, причём, главный инженер того строительства Луи Фавр умер от сердечного приступа прямо в тоннеле - так он переживал из-за возможной ошибки в маркшейдерских расчётах. Сейчас эти 15 километров под вершиной перевала являются частью основного железнодорожного пути из Италии в Швейцарию. Кроме него есть автомобильный тоннель из Айроло в Тичино протяженностью 16 километров. Этот тоннель является частью автомобильной дороги E35,2, ведущей из итальянского города Бьяска в швейцарский Альтдорф.
Большой железнодорожный Сен-Готардский тоннель, когда он будет завершён в 2017 году, свяжет юг Швейцарии с Италией посредством скоростной железной дороги. По расчётам строителей, поездка по маршруту Цюрих-Лугано займет 1 час и 40 минут, а почти четырёхчасовая дорога из Цюриха в Милан сократится до 2 часов 40 минут. Поезда смогут разогнаться в тоннеле до 250 километров в час, а пропускная способность участка будет равна 300 составам в сутки.
Следует отметить, что швейцарцы начали копать новый проход в горах вовсе не для того, чтобы войти в книгу рекордов Гиннеса по длине тоннеля (хотя всё равно войдут). И не только для того, чтобы сократить время поездки из Цюриха в Милан.
Прежде всего, их волнует вред, наносимый альпийским лугам теми 1,2 миллиона грузовиков и прочих автомобилей, ежегодно проезжающих по упомянутой трассе Е35,2. Известно, что и легковая машина, и груженая фура наносят больший экологический вред при поездках в горах - при движении вверх автомобиль тратит больше топлива и выбрасывает больше выхлопов. При движении вниз, напротив, у автомобилей возрастает нагрузка на тормоза, а пыль от стершихся элементов тормозной системы оказывает токсическое влияние на придорожную растительность. Оценив масштабы экологического бедствия для уникальной природы Швейцарских Альп, жители Швейцарии не пожалели ни денег, ни времени, чтобы спрятать транспортные потоки под землю. Как сказал AP один из ветеранов общественного движения в поддержку проекта Томас Бролли, швейцарцы очень любят свои Альпы. "Мы родились в горах, и всё свободное время готовы проводить в горах. Поэтому проект по переносу всех этих перевозок под землю для нас очень важен", - сказал он.
На строительстве тоннеля заняты 2500 человек и две тоннелепроходческие машины (ТПМ), которым рабочие AlpTransit Gotthard AG дали сказочные швейцарские имена "Хайди" и "Зисси". Одна из них копает со скоростью 40 метров в день со стороны швейцарского города Эрстфельд, а другая углубилась в породу от местечка Бодио на итало-швейцарской границе. За 14 лет проходки строителями в горах было найдено месторождение полудрагоценных камней, откачаны подземные озёра, а объём отработанной породы составил 13,3 миллиона кубометров, чего достаточно для возведения нескольких пирамид Хеопса. Всё найденное и извлеченное наружу пойдёт в дело: вода - в рыбофермы, обломки породы - на стройматериалы, а полудрагоценные камни - по назначению. Кстати, коллекцию из найденных в горе кристаллов пирита и кальцита один из рабочих уже разместил в музее города Зедорф.
Все расчётные и проектные работы по прокладке тоннеля под Сен-Готардским перевалом были закончены на государственном уровне в 1993 году. В 1996 начались первые взрывные работы, и тогда же впервые предварительная стоимость тоннеля была оценена в 13,6 миллиарда швейцарских франков. Летом 2010 года затраты пересчитали и выяснили, что стоимость проекта выросла до 18,7 миллиарда, а к окончанию работ может и вовсе составить 24 миллиарда франков из бюджета. Таким образом, каждому жителю Швейцарии тоннель обойдётся в 1300 франков. Взамен они получат чистый воздух и нетоксичную траву для своих коров на сочных лугах. Швейцарцы понимают, что беречь природу всегда дешевле, чем её потом покупать.
Хочется думать, что этот нехитрый принцип известен не только швейцарским властям, но и правительствам других стран.
Тамерлан Фаттахов
-----

К теме:

Сен-Готардский туннель победил Альпы

15.10.2010 nashagazeta.ch

Сегодня, 15 октября, в Швейцарии состоится торжественная церемония завершения проходки самого длинного в мире туннеля протяженностью 57 километров.

…И привиденьем Монгольфьера,
Принёсшего с собой ладью,
Готард, являя призрак серый,
Унёс долины в ночь свою.
Борис Пастернак


Новый туннель, который для Швейцарии можно назвать проектом века, позволит поездам преодолевать перевал Сен-Готард на высокой скорости под горным массивом вместо нынешнего маршрута, на котором составы поднимаются на 1150-метровую высоту.
Пробивка последнего метра горной породы состоится сегодня в 14.30 и будет транслироваться швейцарским телевидением в прямом эфире. А мы подготовили для наших читателей наиболее интересные и важные факты об этом строительстве.

Стоимость работ

В 1996 году она была оценена в 13,6 млрд. франков: за смету проголосовали на федеральном референдуме жители Швейцарии (всего по Сен-Готарду проводилось четыре референдума, что показывает значимость туннеля для экономики и общественной жизни страны).

Коллайдер

Пробивка последнего метра на участке Седрун

На 31 июля 2010 года стало ясно, что затраты составят 18,7 млрд. франков. Из них на Готард придётся 9,826 млрд., Сенери – 2,426 млрд., и Лёчберг – 4,247 млрд. франков. К ним следует добавить расходы, которые ранее составители сметы намеренно выпустили из вида: изменение курса франка, прибавки зарплат и изменения цен с 1996 года – от 4 до 4,5 млрд. Банковские проценты за кредит на строительство – 173 млн. франков. И налог на добавочную стоимость – 900 млн. франков. Таким образом, всего цена прокладки туннеля достигнет 24 млрд. франков.

 
Достоинства нового туннеля

В Швейцарии подсчитали, что каждому жителю страны сен-готардская стройка обойдется примерно в 1300 франков. Но, по мнению экологов, дело того стоит, так как поможет сохранить первозданную красоту Альпийских гор. Сегодня через перевал проезжает более 1,2 млн. грузовых автомобилей и фур. Они наносят ущерб флоре и фауне, ускоряют эррозию горных пород, чем способствуют разрушению Альпийского хребта. Перевозку грузов должна в идеале взять на себя железная дорога.

«Хайди», «Зисси» и другие чудеса техники

Прокладка туннеля идёт с двух сторон: с севера - со стороны Эрстфельда, а с юга - от Бодио, города рядом с границей Швейцарии с Италией.

Проект называют "подземным Вавилоном" – столько
рабочих разных национальностей работают здесь

Рабочие используют две гигантские буровые установки, каждая - длиной 450 метров и весом 2700 тонн. Машины, которым минеры, видимо, в порыве нежности, дали исторические швейцарские имена «Хайди» и «Зисси», продвигаются со скоростью 40 метров в день и работают 320 дней в году. Они изготовлены в Германии, каждая стоит 30 млн. франков. Сектор Седруна частично был пройден с помощью взрывчатых веществ.
Чтобы обеспечить для поездов скоростной режим в 250 км/ч, туннель, проходящий на высоте 500 метров над уровнем моря, будет сделан практически без изгибов.

Строители

Стройка ведется компанией AlpTransit Gotthard AG уже 14 лет силами примерно 2500 человек: минеров, инженеров, геодезистов, геологов, электриков, механиков. Проект получил прозвище «подземного Вавилона» – две трети из них приехали из Австрии и Италии, а остальные – из Германии, Турции, Испании, Португалии, балканских стран и Швейцарии. Температура внутри туннеля составляет 45 градусов, но, по правилам, она специально охлаждается до 28 градусов. За годы работ в результате несчастных случаев здесь погибло 8 человек.

Материалы и интересные находки

По мере продвижения из туннеля было вынуто 13,3 миллиона кубических метров обломков, что соответствует пяти пирамидам Хеопса! Извлеченный гравий, благодаря современным технологиям, будет использован для изготовления суперпрочного А так выглядит стройка с вертолетабетона. Кроме того, здесь обнаружились целые россыпи полудрагоценных камней, в основном, кварцевых пород, а также кристаллов пирита и кальцита. Петер Амахер, машинист строительного поезда и коллекционер, подготовил их выставку в замке городка Зеедорф. 

Непредвиденные сложности

Население кантона Ури проголосовало за то, чтобы изучить возможность проложить туннель исключительно под землёй. Если бы эта идея была реализована, то длина Сен-Готардского туннеля составила бы не 57, а 75 километров!
Жители Романдской Швейцарии имеют на устроителей туннеля большой зуб: оказывается, часть денег, потраченных на Сен-Готард, была взята из суммы, выделенной на прокладку третьей железнодорожной линии между Женевой и Лозанной. Сейчас таких линий существует две, и малейшая поломка поезда приводит к тому, что движение блокируется в обоих направлениях.
В 2005 году, при прокладке «рукава» между Эрстфельдом и Амстегом (кантон Ури), была подана жалоба на то, что работы отданы австрийско-швейцарскому подрядчику. Судебная процедура заблокировала работы на год и стала причиной дополнительных расходов в размере 60 млн. франков.

Из истории туннеля

Пионером строительства туннеля в Сен-Готарде стал знаменитый швейцарский инженер-самоучка Луи Фавр, специалист в области железнодорожного строительства и прокладке рельсов в горных тоннелях. Сен-Готард должен был стать вершиной его карьеры. Инженер пообещал закончить прокладку за 8 лет. По условиям контракта, за каждый день просрочки он должен был платить 5000 тысяч франков штрафа из собственного кармана, зато за каждый день, пройденный с опережением графика, получал премию в 5000 франков.

Луи Фавра выносят из туннеля

13 сентября 1872 года началась стройка туннеля длиной в 15 км между Гешененом и Айроло. Луи Фавр надеялся завершить работы на два года раньше, но не рассчитал риска. Подземные озера, обвалы, слишком плотные участки горной породы оказались сильнее человеческого энтузиазма и строительных технологий 19 века. Стройка стала местом гибели множества рабочих, и сам Фавр умер в туннеле в 1879 году от сердечной недостаточности: он все время волновался, что неправильно делал маркшейдерные расчеты, и проходчики с южной и северной сторон не встретятся. 
Когда объект, наконец, был сдан, несмотря на небольшое отставание по срокам, строительная компания Сен-Готард атаковала наследников Фавра в суде.

Торжества

…Человеком, благодаря которому появился первый Сен-Готардский тоннель, стал швейцарский политик и железнодорожный магнат Альфред Эшер. Но в 1875 году случился скандал: рабочие забастовали, полиция открыла огонь и убила четверых бунтарей. Оказалось, что рабочие живут в ужасных условиях, а смета катастрофически не совпадает с расходами – это привело к отставке Эшера с поста главы проекта. 25 мая 1882 года, когда высокопоставленные гости со всей Европы встречали перед Сен-Готардским туннелем первый поезд, Альфреда Эшера на праздник не пригласили.
Умерший Луи Фавр, по легенде, первым прошёл через туннель. Его портрет, упакованный в консервную банку, рабочие южной части тоннеля передали в руки своим северным коллегам в момент смычки. Страхи оказались напрасными, когда буровая машина прорезала каменную перегородку, в ширину и в высоту две штольни не сошлись лишь на 33 сантиметра: тригонометрическое измерение туннельной оси Фавр произвел блестяще…
Министр транспорта Мориц Лойенбергер рад как никто другой. Сегодня героем дня должен стать глава Федерального департамента транспорта, строительства, энергетики и связи Мориц Лойенбергер. Министр специально отложил свою отставку, чтобы успеть увидеть важный этап в прокладке своего любимого детища. Для Морица Лойенбергера Сен-Готардский туннель – это «шедевр сразу с нескольких точек зрения - политической, демократической, технической и финансовой. А также с позиции устойчивого развития и экологии». Его коллеги, министры транспорта европейских стран, находятся сейчас на заседании в Люксембурге, поэтому им предстоит любоваться церемонией по телевизору и участвовать в видеоконференции.

Завершение строительства

В соответствии с графиком работ, строительство планируется закончить в 2017 году.
После запуска тоннеля в эксплуатацию, сен-готардская железнодорожная линия, идущая из Цюриха и Люцерна на юг Швейцарии, в кантон Тичино и далее в Италию, будет более скоростной. После запуска тоннеля поездка по маршруту Цюрих-Лугано составит 100 мин., Цюрих-Милан - с 3 ч 50 мин. сократится до 2 ч 40 мин. Скорость поездов в туннеле будет достигать 250 км/ч, а ходить по нему будут до 300 экспрессов в сутки.
После переноса в новую горную линию железнодорожных рельсов, нынешний туннель полностью отдадут региональным и грузовым поездам. Все вместе, они смогут перевозить 6,5 миллионов пассажиров и 49 миллионов тонн грузов в год.

/ Le tunnel de St-Gothard a vaincu la forteresse des Alpes
Людмила Клот, Сен-Готард, 15.10.2010
=====